Аудит бухгалтерской отчетности используется руководством предприятия для оценки объективности и достоверности данных, изложенных в бухгалтерской финансовой отчетности. Проводится независимой организацией, его результат – аудиторское заключение, в котором приводится мнение независимого аудитора о прозрачности отчетности и изложенных в ней финансово-бухгалтерских операций.
Для чего проводится
Добровольный аудит проводится по инициативе собственников или руководства организации:
- с целью оценки качества бухгалтерского учета на предприятии и соответствия его действующему законодательству;
- проверки собственниками эффективности и качества работы бухгалтерской службы и руководства организации;
- дать оценку состояния бухучета перед проведением проверки;
- перед годовым отчетом;
- найти ошибки, недоработки, упущения при смене главного бухгалтера.
В соответствии с законодательством РФ некоторые субъекты хозяйствования должны ежегодно проводить аудит бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Такой вид аудита называется обязательным.
Виды проверок
При проведении сплошной проверки изучаются первичные документы. Такая проверка достаточно трудоемкая, занимает немало времени, стоит дорого. При проведении выборочной проверки рассчитывается вероятность появления ошибки и место ее возникновения, что дает возможность проверять не всю документацию, а лишь ее определенную часть. Выборку делают случайным образом. Такая проверка проводится достаточно быстро, стоит дешевле, чем сплошная, но существует риск, что не все ошибки будут обнаружены аудитором.
Что проверяется
При комплексном аудите проводится проверка всей деятельности организации. При тематической проверке изучаются только определенные документы одного или нескольких направлений. Например, кассовые.
В зависимости от субъекта
- Внешний аудит проводится независимыми аудиторскими компаниями.
- Внешний аудит проводится штатными сотрудниками организации. Изучаются определенные направления деятельности. Например, работа ресторана в отеле.
- Аудиторы организации ежедневно проводят сверку чеков, выписанных официантами ресторана отеля, со сданной выручкой. Это один из примеров внутреннего аудита, который осуществляется для решения внутренних задач компании.
Этапы проведения
Перед тем как приступить к проверке, представитель проверяющей компании проводит интервью с главным бухгалтером или руководителем компании, чтобы определить задачи, специфику деятельности и масштабы работ. На основании полученной информации выполняется планирование аудита и определяется стоимость проверки. Проверяющий предварительно может запросить у руководства проверяемой организации заверенное письмо с указанием, что инвентаризация ТМА и кассы проведена соответствующим образом, закрыты счета, которые подлежат закрытию, и т. д.
Планирование
На основании информации, полученной в результате предварительного интервью, определяется объем работ, состав и количество проверяющих, время на проведение мероприятий и составляется план проверки.
Сбор и изучение информации
На первом этапе аудиторы запрашивают у организации первичные документы, регистры учета, проводят сверки, сбор материалов для аудиторского заключения. Этап сбора и обработки информации самый трудоемкий. Проверяющие изучают большое количество информации, начиная от первичных документов, заканчивая ревизией контрактов, таможенных деклараций и т. д. Проводится проверка отдельных бухгалтерских форм, корректности расчетов показателей внутри этих форм, взаимная логическая увязка этих показателей. Данные из регистров бухгалтерского учета суммируются, осуществляется сверка с данными в финансовой отчетности. В ходе аудита проводится проверка:
- организационной структуры бухгалтерии;
- учетной политики;
- соответствия реальных результатов деятельности и информации, изложенной в отчетности;
- соответствия стоимости активов стоимости, указанной в балансе;
- порядка отражения бухгалтерских операций;
- принципов и порядка подготовки отчетности.
Проверяются не только данные за текущий, но и за прошлые года. При этом уделяется внимание тому, насколько сопоставимы отчеты и полностью ли раскрыта информация в отчетности предыдущих периодов, вносились ли какие-либо коррективы. Большое значение имеет тот факт, изменилась ли учетная политика в текущем году. Если да, нужно изучить, как это могло повлиять на отчетность и указаны ли изменения в пояснительной записке.
Современные компании ведут бухгалтерский учет с использованием специализированного ПО, в которое вносится информация по всем сферам учета. Такие программы на основании внесенных данных автоматически формируют отчетность. В такой ситуации аудиторы проводят дополнительно проверку электронных систем. Проверяющему распечатывают расшифровки из системы для сверки с бухгалтерской отчетностью. Внимание также уделяется вопросам безопасности, в частности правам доступа в систему.
Подготовка и заключения
Проверяющие изучают материалы, полученные в ходе проверки, и на их основании составляют мнение о точности, достоверности информации, указанной в финансовой отчетности и составляет аудиторское заключение. Если аудитором были обнаружены ошибки, он подает список корректировочных проводок, которые клиент должен внести в регистры. Проверяющий этого делать не может, он может лишь давать оценку, советы, рекомендации. Если после отчетной даты произошли существенные события, клиент должен проинформировать пользователей финансовой отчетности об этом. Проверка этого факта является одной из задач аудитора (ПБУ 7/98).
Учетная политика
Аудит учетной политики проводится для оценки достоверности отчетности и проверки актуальности используемых методик бухгалтерского учета, соответствия их нормативной базе. Основные задачи такого аудита:
- анализ организации бухучета;
- оценка эффективности системы документооборота.
В ходе проведения аудита особое внимание уделяют проверке тех направлений бухгалтерского учета, упущения и ошибки в которых несут в себе серьезные риски и могут оказать значительное влияние на достоверность информации, представленной в отчетности. Если искажение данных в отчетах будет выявлено в ходе налоговой проверки, организации могут грозить серьезные штрафы и репутационные издержки. В ходе проверки приказа о политике анализируется:
- наличие рабочих учетных форм;
- ознакомление с планом счетов бухгалтерского учета;
- регламент проведения инвентаризаций;
- график документооборота, сроки прохождения документов;
- наличие информации, которая относится к учетной политике, ее состав;
- система хранения документов;
- полнота раскрытия принципов учета;
- применение постулатов политики;
- соблюдение политики.
Проведение аудита соответствия методик оценки активов и обязательств по направлениям:
- начисления амортизации ОФ и НМА;
- принципы перераспределения косвенных затрат;
- оценка незавершенного строительства;
- принципы расчета себестоимости;
- принципы начисления резервов.
Так как вышеуказанные направления неразрывно связаны с расходами, они оказывают влияние на налогооблагаемую базу. Ошибки могут привести к некорректному расчету сумм налогов. Поэтому изучение принципов и методов оценки активов играет важную роль.
Цена
Стоимость аудита зависит в первую очередь от объема работ, специфики бизнеса компании. При планировании между исполнителями распределяются задачи, оценивается время, необходимое на решение этих задач, определяется количество и состав группы проверяющих. Стоимость проверки определяется путем умножения ставки каждого специалиста, который участвует в проверке, на время, необходимое для решения задач. Начальный расчет стоимости осуществляется на основании информации, полученной в ходе предварительного интервью.
Расходы на проведение аудита также зависят от аудиторской компании, которая будет выбрана для проведения проверки. Чем выше репутация, квалификация аудиторов, тем выше цена. С общей стоимостью услуг можно ознакомиться на сайте аудиторской компании. Как правило, она составляет порядка двух тысяч рублей в час. Если организация подписывает договор сотрудничества с аудиторской компанией на перспективу, она получает более выгодные условия.
По всем вопросам обращайтесь к сотрудникам компании «Бизнес Диалог» по одному из контактных номеров.